close Акция - до 28 декабря! Экспертиза ваших документов - БЕСПЛАТНО
close До 28 декабря - Экспертиза документов БЕСПЛАТНО
режим работы
без выходных 7:00-20:00
8 (800) 700-15-25
Звонок бесплатный
Логотип СтройЮрист

Виды товарных знаков

refresh.svg 08.04.2022 eye.svg 12926 timer.svg 3 минуты

Чтобы выгодно выделиться среди схожих товаров и услуг, а заодно защитить компанию от подделок их продукции, используют товарные знаки. Это может быть оттиск, логотип, рисунок или даже запах – все то, что не позволит продукту затеряться на рынке.

Автор Элеонора Акимова

Автор статьи:

Элеонора Акимова

Руководитель отдела,
В сертификации более 7 лет, Эксперт по ISO

Нет времени читать?

Задайте вопрос нашему специалисту БЕСПЛАТНО

Что такое товарный знак

Это «визитка» товара и услуги, оказываемых предпринимателями и компаниями. Знак отличия должен быть узнаваемым, ведь он нужен для индивидуализации продукта.

Визуально товарный знак выглядит как словесный или графический объект, который наносится на продукт или его упаковку, и относится к интеллектуальной собственности: он уникален, а значит, его разработкой занимались целенаправленно. При этом «визитка» должна:

  • иметь отличительные особенности, не быть схожей с уже использующимися товарными знаками;
  • не содержать «аббревиатур», у которых нет словесного разъяснения и уникального графического исполнения;
  • не использовать государственную символику, равно как и общепринятые обозначения;
  • не вводить покупателя в заблуждение или быть похожей на отличительную особенность другой компании;
  • соответствовать представлениям о морали и гуманности;
  • не содержать элементов, идентифицирующих иностранный алкоголь.

Но для того, чтобы предприятие получило право использовать свою «отметку», ее нужно зарегистрировать в Роспатенте и получить свидетельство.

Виды товарных знаков

Они могут быть разными: графическими и словесными, звуковыми и даже обонятельными. Главное, чтобы это было узнаваемым.

Чаще всего товарные знаки обозначаются:

1. Словесно

Название организации или продукции. Это могут быть придуманные слова или реальные – Эльба, Уют, МирКос. В эту же группу входят и слоганы: например, как у концерна Volkswagen – «Das Auto» или Яндекс – «Найдется все».

2. Графически

Cимволами, геометрическими фигурами, рисунками, буквами и цифрами – фигура русалки у Старбакса, или ракушка у нефтегазовой компании Шелл.

3. Объемно

Моделями – трехмерная форма упаковки или тары – узнаваемая бутылка Кока Колы или коньяка Хеннесси.

4. Комбинированно

Могут использоваться слова и символы, графика и нестандартная упаковка. Такие «визитки» у Adidas, Билайн, МТС.

5. Звуками

Товарными знаками могут выступать и мелодии, звуковые дорожки – джингл «Intel», звук сердцебиения у Audi, рингтон у Samsung.

Реже всего используются обонятельные «визитные карточки» товара. В России такой знак зарегистрирован только единожды – «кожаный аромат» компании–натуропарфюмерии, расположенной в Санкт-Петербурге. Но и в других странах мира это обозначение регистрируют крайне редко.

Чем отличается товарный знак от логотипа, торговой марки и бренда

Роспатент не делает различий между ними. Для него все это – товарные знаки, просто выраженные в другой форме.

Логотип

Это графическое изображение, символ или знак. Он тоже используется для распознавания продукта. Однако в России зарегистрировать логотип не получится, так как для него нет юридического определения – это только один из вариантов товарного знака, который может быть представлен как изображение или сочетание слова и графики.

Торговая марка

Это тоже элемент распознавания продукта, обозначенный законодательно. Такая «визитка» регистрируется в зарубежных странах (США, Великобритании), в России «торговую марку» не регистрируют.

Бренд

Это универсальное понятие, которое может содержать в себе несколько разновидностей товарных знаков: цвет, слово, наименование. Права собственности на бренд в РФ не регистрируются – это практикуется исключительно за рубежом

Если проще, все эти средства индивидуализации можно зарегистрировать в качестве товарного знака. В России законодательно указанные наименования отдельно не определены.

Какими правами наделяется собственник товарного знака

Правообладатель защищен от недобросовестных предпринимателей: так они не смогут воспользоваться результатами чужого труда, и продать свой товар под таким же названием или логотипом.

Какие еще бонусы дает регистрация отличительного обозначения:

  • предприниматель может маркировать свою продукцию или документы по оказанию услуг;
  • разрешено размещение охранной маркировки (®) рядом с товарным знаком;
  • требовать финансовой компенсации от нарушителя;
  • внести свой знак в ТРОИС, и тогда без разрешения владельца продукт не смогут импортировать;
  • право на пользование знаком можно переуступить;
  • размещать рекламу, не нарушая чьи-либо права;
  • повысить доверие в глазах потребителей.

Эти преференции сохраняются только в той стране, где зарегистрировали товарный знак. Это значит, что в других странах «местные» производители смогут реализовывать продукт под аналогичным обозначением, но ввезти свой товар в РФ у них не получится.

Если предприниматель захочет расширить территориальные возможности своего товарного знака, то он должен подать международную заявку, где перечислит список стран, необходимых для работы. В каждой из них проведут отдельную процедуру рассмотрения заявления и регистрации.

Как регистрируют товарный знак в России

Регистрацией занимается Роспатент. Но прежде, чем идти туда с документами, нужно разработать сам товарный знак – придумать, как он будет выглядеть, что будет изображено. Использовать чужие наработки нельзя, иначе в оформлении откажут.

Как только эскиз будет готов, предприниматель должен проверить его на уникальность – это нужно, чтобы исключить возможные совпадения с другими компаниями. Сделать это допускается с помощью бесплатных сервисов. Можно воспользоваться ресурсами ФИПС. Второй вариант дорогостоящий, его стоимость от 5 000 до 50 000 ₽ и зависит от количества классов (видов деятельности), на которых распространяется действие прав.

Если самостоятельная проверка не выявила сходств, то следующими этапами будут:

  1. Подготовка и сбор документации для Роспатента: - на этой стадии проводится формальная экспертиза на соответствие требованиям закона. Процедура занимает около 1 месяца.
  2. Если формальная проверка не выявила нарушений, то специалисты Роспатента приступают к фактической экспертизе: - длительность этого периода до полугода. На этом этапе предложенный к регистрации знак сверяют с уже существующими.
  3. Если фактическая экспертиза не обнаружила сходств, Роспатент регистрирует предложенный знак отличия: - информация об этом размещается во всех официальных документах, а владелец бизнеса получает специальное свидетельство. Все это занимает около 2 месяцев.

Если Роспатент по каким-либо причинам отказывает в регистрации (например, предложенный вариант оказался схожим с уже имеющимся), то пошлины, уплаченные за проведение экспертизы, не возвращаются.

Какие преимущества дает товарный знак

Он необходим для того, чтобы владелец бизнеса получил возможность защищать свой продукт от конкурентов.

К примеру, у компании нет собственного знака отличия. Продукт, изготавливаемый ею, имеет наименование, схожее (пусть даже отдаленно) с товаром, выпускаемым конкурирующим предприятием.

Конкурент же свою «визитную карточку» официально зарегистрировал, поэтому имеет полное право подать в суд на первую организацию. Решение вынесут в пользу «официала», что поможет ему не только избавиться от соперника, но поправить свое материальное положение за счет компенсации, выплаченной предприятием–нарушителем. Размер возмещения может исчисляться миллионами.

Другой вариант: компания выпускает хорошую продукцию, которая пользуется спросом у потребителя. При этом собственного товарного знака у этого предприятия нет. Другая организация запускает собственное производство аналогичного товара с идентичным же названием, но гораздо низшего качества. Второй компании нет необходимости тратиться на рекламу и завоевание рынка сбыта – это все для них уже подготовил первый производитель.

В результате вторая компания получает хорошую прибыль за счет привычки покупателя выбирать знакомый товар, а первая несет убытки и утрачивает свою репутацию. Этого можно было бы избежать, если бы предприниматель своевременно зарегистрировал товарный знак.

Это ведущее, но не единственное преимущество регистрации. Есть и другие:

  • Стоимость бизнеса, имеющего зарегистрированную «визитку», становится выше.
  • Под залог товарного знака можно получить кредит.
  • Есть возможность заключать франшизные соглашения.
  • Можно оптимизировать налогообложение.

Правообладатель может работать под своим товарным знаком 10 лет, затем регистрацию продлевают. Делать это можно неограниченное количество раз, но при этом помнить, что срок действия «визитной карточки» начинает исчисляться не от даты выдачи свидетельства, а от дня подачи заявки.

Процесс регистрации формально простой, однако в нем очень много нюансов, которые нужно учитывать. Любая погрешность в документах может привести к тому, что предприниматель потеряет время и деньги (уплаченные пошлины не возвращаются).

Для избежания возможных проволочек и лишних трат, лучше обратиться за помощью к юристам, специализирующимся на регистрации товарных знаков и имеющих опыт работы патентными поверенными. Они помогут правильно собрать пакет документов для подачи заявки на регистрацию, объяснят специфику проведения экспертиз и выдачи свидетельства, проконтролируют весь процесс. Получить консультацию вы сможете по телефону или электронной почте.

Остались вопросы? Позвоните нам!

Подробная консультация эксперта - БЕСПЛАТНО

Поделиться статьей:

Поделиться в WhatsApp Поделиться в Телеграм Поделиться в Вконтакте Поделиться на Почту Скопировать ссылку