режим работы
без выходных 8:00-21:00
8 (800) 700-15-25
Звонок бесплатный
Логотип СтройЮрист

Как открыть ИП самостоятельно: пошаговая инструкция и документы на скачивание

calendar.svg 24.11.2021 eye.svg 1972 timer.svg 7 минут

Вступить в СРО или же получить лицензию на монтаж пожарной безопасности не может обычный специалист, если у него нет статуса индивидуального предпринимателя. Советы и пошаговую инструкцию, как оформить ИП, вы найдете в этой статье.

Автор Айрат Гарифуллин

Автор статьи:

Айрат Гарифуллин

В строительном лицензировании с 2002 года
Эксперт по СРО №1

Кому разрешено регистрироваться в качестве ИП

Индивидуальным предпринимателем может стать любой правоспособный и дееспособный человек, который временно или постоянно проживает на территории РФ.

Следовательно, это тот, кто не ограничен судом реализовывать свои права. Открыть ИП может и лицо без гражданства РФ, и подросток с 14 лет. У последнего, до достижения совершеннолетия, есть два пути стать предпринимателем:

  • получить нотариальное разрешение родителей на открытие ИП;
  • вступить в брак.

Также в 16 лет можно получить эмансипацию и таким образом открыть ИП без разрешения семьи.

Сколько стоит открыть ИП

Если вы решили открыть ИП, обратившись в налоговую, понадобится только оплатить госпошлину - 800 рублей. Если вы подаете документы через МФЦ или Госуслуги, госпошлину платить не требуется (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.)

Оформление ИП под ключ сторонними специалистами стоит от 5000 рублей.

Сколько времени потребуется на регистрацию

Вы больше потратите времени, чем денег. Вам потребуется:

  • 1-2 дня на заполнение заявления по форме и сбор остальных документов;
  • 3 дня, если обращаетесь напрямую налоговикам в инспекцию, и 5 дней, через госуслуги или МФЦ.

Если вы собираетесь оформлять ИП онлайн через госуслуги, то необходимо будет оформить квалифицированную электронную подпись (КЭП). Для ее создания понадобится еще 3-5 дней.

Как открыть ИП: пошаговая инструкция

1 ШАГ. Выбрать способ регистрации ИП

Ответов на вопрос, где открыть ИП, несколько.

Во-первых, можно это сделать через Госуслуги или банковское приложение (последний вариант - при условии открытия расчетного счета в этом банке).

Во-вторых, можно посетить МФЦ с пакетом документов, передать бумаги через оператора.

Онлайн

Для оформления через Госуслуги вам понадобится учетная запись и усиленная КЭП. При этом заявку можно отправить без очередей.

Офлайн

Здесь два пути - в ФНС или в МФЦ. При подаче заявления налоговикам придется заплатить пошлину в 800 рублей. Зато они оформляют быстрее - за три дня.

В МФЦ платить ничего не надо, но для получения ИП потребуется подождать пять дней.

2 ШАГ. Выбрать коды видов деятельности ОКВЭД

В заявлении на регистрацию необходимо будет указать коды ОКВЭД.

Если вы планируете заниматься строительством, обратите внимание на таблицу ниже.

Код Деятельность Расшифровка
41 Строительство зданий Его необходимо выбирать, если вы собираетесь заниматься строительством жилья, офисов, складских помещений с фундаментом и т.д.
42 Строительство инженерных конструкций Этот код выбирают, если ИП собирается заниматься сооружениями, в том числе сборными конструкциями, ангарами без фундамента и т.д. Также в эту группу работ входит строительство дорожной сети, трамвайных путей, водных объектов, трубопроводов и т.д.
43 Работы строительные специализированные Это специальные работы, т.е. выбирающий этот код ИП должен заниматься узконаправленной деятельностью. Например, только свайными работами или заливать бетон. Сюда же относятся все работы по финишной отделке зданий после строительства: поклейка обоев, циклёвка полов, плотницкая деятельность.

Можно выбрать один основной код ОКВЭД и несколько дополнительных. Мы советуем выбирать так много дополнительных, как вы можете. Например, к строительным работам добавить услуги по перевозке.

3 ШАГ. Выбрать систему налогообложения

Для работ в области строительства или проектирования доступны два направления систем налогообложения:

  • общая система;
  • упрощенная система.

Строительство не входит в список тех услуг, для которых возможна работа по патенту.

4 ШАГ. Собрать документы

Для открытия ИП необходимы паспорт, ксерокопии всех его заполненных страниц и заявление по специальной форме Р21001, о котором будет подробно в Шаге 5.

Для оформления ИП в строительстве понадобятся дополнительные документы:

  • если вы сдаете через налоговую - квитанция на госпошлину;
  • заявление на налоговый спецрежим, если он вам необходим.

5 ШАГ. Заполнить заявление по форме Р21001

Специальное заявление необходимо оформлять строго по правилам:

  • исправления недопустимы;
  • вся информация переносится точно из паспорта и других документов (например, если указано в месте рождения “Гор. Уфа”, то надо писать “Гор.”, а не “г.”);
  • незаполненные графы оставляются пустыми;
  • страницы должны иметь номера, начиная с 001.

Страница 001 - это основная информация о заявителе. Обратите внимание, что пол и гражданство указываются цифрой, в соответствии с инструкцией.

Страница 002 - это данные паспорта. В самом начале указывается код документа: для паспорта код - 21. Далее указывается место жительства в соответствии с адресным классификатором.

Страница 003. На ней продолжается информация о месте жительства по паспорту.

Лист А - это страница, на которой вы отмечаете коды ОКВЭД.

На Листе Б необходимо записать адрес электронной почты и номер телефона.

Скачать шаблон заявления по форме Р21001

6 ШАГ. Оплатить госпошлину

Если вы отдаете пакет документации через отделение ФНС, вам придется заплатить госпошлину и получить квитанцию об оплате.

Так как открытие ИП через МФЦ и онлайн не требует пошлины, выгоднее направлять заявление этими путями, т.е. не через ФНС.

7 ШАГ. Подать документы

В бумажном виде

Пакет документов передается оператору МФЦ или сотруднику ФНС. Взамен вы получаете документ, подтверждающий, что вся документация получена на рассмотрение.

Как подать заявление на регистрацию через интернет

Заявление подается через сайт Госуслуги. Для этого необходимо скачать форму заявления и заполнить его.

8 ШАГ. Получить лист записи ЕГРИП по форме № Р60009

Если заявка одобрена, вы получите лист записи, который подтверждает статус ИП. Он заполнен по специальной форме.

Возможные причины отказа в регистрации ИП

Самые частые причины:

  • заявление заполнено неверно;
  • претендуете на деятельность по ОКВЭД, при которой нельзя регистрировать ИП, только ООО;
  • человек объявлен банкротом;
  • с момента исключения из реестра предпринимателей по решению ФНС из-за не ведения деятельности прошло менее, чем три года.

Что нужно сделать сразу после регистрации

1. ИП должен получить письмо из Росстата с данными статистики и кодами.

2. Открыть расчетный счет.

Если вы нанимаете сотрудников, то необходимо заключить трудовые договоры, а также зарегистрироваться в течение 30 дней с момента первого договора в ФСС.

Кроме того, при оформлении ОКВЭД, связанного с производством древесины или же созданием строительных материалов, ИП необходимо уведомить Роспотребнадзор. Уведомление о начале работы необходимо направить в надзорную службу в течение месяца после фактического старта деятельности.

Ответы на популярные вопросы

- Могу ли я вести деятельность в области строительства, не регистрируясь в качестве ИП?

- Если вы планируете оформлять СРО, то вам необходимо либо оформить ИП, либо открыть ООО.

Заниматься строительством без допусков как специалист-одиночка вы можете, зарегистрировавшись как самозанятый.

- Что нужно, чтобы открыть ИП?

- Если вы имеете в виду список документов, то необходимы заявление по форме и паспорт. Однако при оформлении ИП через отделение ФНС необходимо приложить квитанцию об оплате госпошлины - 800 рублей.

Если же процесс регистрации вы решили пройти онлайн, понадобится квалифицированная электронная подпись.

- Как часто меня будут проверять?

- Проверки бывают плановые и внеплановые. Первые два года налоговики обычно не проверяют ИП, так как они вправе проверять период за три года. Частота проверок после трех лет деятельности зависит от того, какой у ИП уровень налогового риска.

  • проверка раз в три года, если риск высокий;
  • раз в пять лет - риск средний;
  • отсутствие плановых проверок - риск низкий.

Большинство ИП из строительной сферы относится к деятельности среднего и высокого риска.

Внеплановые налоговые проверки случаются:

  • после жалобы контрагента;
  • подозрения, что ИП участвует в серых схемах (например, при проверке у компании-партнера сотрудник ФНС нашел компромат на этого ИП);
  •  если было предписание устранить нарушение.

- Что будет, если не заплатить налоги/взносы?

- В статье 112 НК РФ указано, что за неуплату начисляется штраф. Сумма взыскания - от 20 до 40% от невыплаченного налога. Также капают пени: 1/300 ставки рефинансирования за день просрочки.

Сначала образуется задолженность, потом она копится, ФНС может взыскать долг по суду. Также с 2020 года налоговики могут исключить ИП из реестра, если есть задолженность и нет отчетности в течение 15 месяцев.

- Какую выбрать систему уплаты налогов?

- Система уплаты налогов зависит от размера вашего предприятия. На первых порах, когда доходы не превышают 200 млн, а количество сотрудников - 130 человек, вам подойдет упрощенная система налогообложения.

По сравнению с общей системой она не требует оплаты НДС, а также более простая по налоговой отчетности.

- Какой у ИП юридический адрес?

Можно указать при регистрации адрес вашего проживания. Однако если вам необходимо получить лицензию МЧС на монтаж пожарного оборудования или СРО, то следует заранее снять помещение. Без места для хранения оборудования вам, вероятно, откажут в допуске.

- Как работать с безналом?

В отличие от ООО, ИП может не иметь собственного расчетного счета.

При этом работа с безналом - это неизменный атрибут деловой жизни. К тому же если ИП получает более 100 тысяч по одному договору свои услуги, он обязан держать расчетный счет (п.4 Указания Банка России “О правилах наличных расчетов”).

В общем, по первой или второй причине большинство предпринимателей заводят специальный расчетный счет.

ИП должен открыть расчетный счет как предприниматель, а не простое физлицо. Поэтому надо предоставить не только паспорт, но и данные ИП. Если же у предпринимателя есть нанятый бухгалтер, то следует предоставить документы, которые подтверждают его право распоряжаться деньгами, и карточку с подписями ИП и бухгалтера.

- Нужно ли сообщать в налоговую об изменениях личных регистрационных данных?

Нет, в этом случае делать это не нужно. Сотрудники ФМС в рамках вневедомственного обмена обязаны передать информацию в ваше отделение ФНС. Его работники, в свою очередь, внесут изменения в учетную запись сами.

- Как прекратить деятельность ИП?

Для этого надо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства, либо в МФЦ или онлайн через сервис ФНС. В обращении предоставить документы:

  • заявление;
  • квитанция об уплате пошлины (160 рублей).

Также можно направить документ о взносах в накопительную часть ПФР. Однако если справка не будет предоставлена, сотрудники ФНС сами запросят необходимую информацию из Пенсионного фонда.

Заявку рассматривают 6 дней, итогом будет лист записи ЕГРИП о прекращении статуса ИП.

- Могут ли меня исключить из ЕГРИП без моей инициативы?

С 2020 года сотрудники ФНС могут исключить предпринимателя из ЕГРИП, если он не выплачивает налоги и не предоставляет отчетность в течение 15 месяцев. Причем это делается без суда, только на основании признания ИП недействующим сотрудниками ФНС.

Другие, тоже распространенные причины исключения из реестра:

  • смерть ИП;
  • объявление банкротом;
  • у негражданина РФ закончилось разрешение на работу;
  • решение Арбитражного суда, чтобы исключить ИП из ЕГРИП.

- Куда можно обратиться за помощью с документами?

С оформлением ИП для строительной деятельности помогут специалисты компании “СтройЮрист”. Они подготовят заявление в кратчайшие сроки и помогут получить квалифицированную электронную подпись, чтобы оформить ИП онлайн.

- Когда будут готовы документы?

Документы о регистрации ИП будут готовы после направления в налоговую в течение трех дней. Если заявление подавалось через МФЦ или онлайн, то потребуется подождать пять дней.

- Как восстановить свидетельство о регистрации ИП?

- Если вы потеряли свидетельство о регистрации, можно обратиться в отделение ФНС и передать заявление на получение дубликата. В заявке в свободной форме надо указать причину, по которой вам нужна копия свидетельства.

Кроме того, необходимо заплатить госпошлину в 300 рублей для выдачи дубликата.

- Нужна ли печать ИП?

По закону не нужна, так как оформить ИП можно без печати. Однако вам придется заверять множество бумажных документов, поэтому обычно предприниматель делает себе печать.

Например, без печати невозможно ведение бумажной трудовой книжки, оформление путевых листов.

Поделиться статьей:

Поделиться в WhatsApp Поделиться в Телеграм Поделиться в Facebook Поделиться в Вконтакте Поделиться в @Мой мир