режим работы
без выходных 8:00-21:00
8 (800) 700-15-25
Звонок бесплатный
Логотип СтройЮрист

Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 09.12.2021)

calendar.svg 28.12.2021 eye.svg 87 timer.svg 8 минут

Любой организации необходимо соблюдать требования противопожарной безопасности, чтобы понимать весь алгоритм взаимодействия с органами власти, знать перечень необходимых мероприятий в данной сфере и осознавать степень ответственности за ненадлежащее исполнение предписаний ФЗ «О пожарной безопасности».

Автор Екатерина Крайцер

Автор статьи:

Екатерина Крайцер

Эксперт в лицензировании МЧС

Содержание статьи:

  1. Глава I. Общие положения
  2. Глава II. Пожарная охрана
  3. Статья 4. Типы и основные цели пожарной охраны
  4. Статья 5. Противопожарная служба государственного характера
  5. Статья 6. Федеральный государственный пожарный надзор
  6. Статья 7. Личный кадровый штат противопожарной службы государственного характера
  7. Статья 8. Обеспечение правовой и социальной безопасности личного кадрового штата противопожарной службы государственного характера.
  8. Статья 9. Гарантии по страховке для сотрудников противопожарной службы государственного характера.
  9. Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение противопожарных служб
  10. Статья 11. Имущественная составляющая противопожарной службы государственного и муниципального характера.
  11. Статья 12. Пожарная охрана, осуществляющая профессиональную деятельность в ведомствах
  12. Статья 13. Пожарная охрана, включающая в себя добровольцев и базирующаяся на этой же основе.
  13. Статья III. Права органов госвласти, а также органов местного самоуправления в сфере обеспечения противопожарной безопасности.
  14. Статья 16. Права федеральных органов госвласти в сфере предоставления противопожарной безопасности.
  15. Статья 18. Права органов госвласти субъектов РФ в сфере противопожарной безопасности
  16. Статья 19. Права органов местного самоуправления в сфере противопожарной безопасности
  17. Глава IV. Обеспечение противопожарной защищенности
  18. Статья 20. Нормативно-правовое регулирование в сфере противопожарной безопасности
  19. Статья 21. Составление и реализация действий противопожарной защищенности
  20. Статья 22. Ликвидация очагов возгорания и организация аварийно-спасательных работ
  21. Статья 24. Деятельность в сфере противопожарной защищенности
  22. Статья 25. Противопожарная пропаганда и обучение мерам противопожарной защищенности
  23. Статья 26. Информационное обеспечение в области противопожарной защищенности
  24. Статья 27. Учет пожаров и их последствий
  25. Статья 30. Особенный противопожарный режим
  26. Статья 31. Научно-техническое обеспечение противопожарной защищенности
  27. Статья 33. Подтверждение соответствия в сфере противопожарной защищенности
  28. Глава V. Права, обязанности и степень ответственности в области противопожарной защищенности.
  29. Статья 34. Права и обязанности гражданских лиц в области противопожарной защищенности.
  30. Статья 37. Права и обязанности предприятий в области противопожарной защищенности
  31. Статья 38. Степень ответственности за нарушение предписаний противопожарной безопасности
  32. Статья 39. Административная ответственность руководящего состава предприятий
  33. Глава VI. Заключительные определения.
  1. Показать полностью

Нет времени читать?

Задайте вопрос нашему специалисту БЕСПЛАТНО

Глава I. Общие положения

Данная глава федерального закона содержит в себе 3 статьи:

Статья 1. Основные понятия

В рамках действующего ФЗ сформированы и применяется специализированная терминология, вынесены на рассмотрение основные понятия.

Статья 2. Законодательство РФ о пожарной безопасности

В указанной статье раскрыта информация о том, что законодательная система РФ в области пожарной безопасности строится на конституционной основе, а также содержит в себе настоящий ФЗ и всю законодательную документацию, которая вступает в силу базируясь на нем. 

Важно! Законодательство субъектов РФ не имеет силы в области, где указаны и действуют более низкие условия противопожарной безопасности, чем в ФЗ N-69.

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

К основополагающим составляющим противопожарной структуры относятся органы гос. власти и местного самоуправления, а также граждане и все те, кто задействован в реализации  мер пожарной безопасности на должном уровне, обозначенных в настоящем ФЗ. 

Далее рассмотрим самые основные составляющие системы защищенности от возгораний.

Итак, функционирование противопожарной структуры строится на:

  • реализации госмер в области противопожарной безопасности и нормативно-правовой регламентации;
  • формировании специализированной охраны и структурировании ее действий;
  • создании и систематизации мер противопожарной безопасности;
  • надлежащим исполнение прав, обязанностей и поддержании необходимого уровня ответственности в сфере пожарной безопасности;
  • осуществлении тематической пропаганды и проведении образовательных встреч с населением для последующего обучения противопожарным мерам предосторожности.

Глава II. Пожарная охрана

Статья 4. Типы и основные цели пожарной охраны

 Существует несколько типов противопожарной охраны:

  • противопожарная служба государственного характера;
  • пожарная охрана, действующая на муниципальном уровне;
  • пожарная охрана, осуществляющая профессиональную деятельность в ведомствах;
  • пожарная охрана частного характера;
  • пожарная охрана, включающая в себя добровольцев и базирующаяся на этой же основе;

К ключевым целям пожарной охраны относят:

  • формирование и реализацию профилактических противопожарных мероприятий;
  • эвакуацию, осуществление спасательных операций для людей и их собственности, а также оказание первой экстренной помощи при необходимости;
  • ликвидацию очагов возгорания и осуществление аварийно-спасательных действий.

Важно! В урегулировании общественно-политических ситуаций, митингов и беспорядков - пожарная охрана никогда не принимает участия.

Статья 5. Противопожарная служба государственного характера

Данный вид службы является основополагающим в рамках осуществления противопожарной деятельности для сохранения спокойствия общества и государства в целом.

Государственная противопожарная служба включает в себя:

  • федеральную службу по ликвидации очагов возгорания с разнообразными структурными подразделениями органов исполнительной ветви власти;
  • службу для устранения пожаров на территории субъектов РФ.

Статья 6. Федеральный государственный пожарный надзор

Противопожарный надзор федерального уровня реализуется органами пожарного надзора государственного характера, направлен на :

  • четкое следование и выполнение мер противопожарной безопасности на территории всевозможных объектов, строительных сооружений;
  • соблюдение производителями, исполнителями всех технических показателей в соответствии с ФЗ N-184.
  • правовые полномочия сотрудников федерального органа исполнительной власти, который обязан обеспечить реализацию мер для разрешения проблемы в области противопожарном безопасности, при изучении сообщений по фактам очагов возгораний.

Сотрудник имеет право на:

  • при возникновении каких-либо вопросов или выявлении нарушений пожарной безопасности, должностное лицо вправе вызвать гражданина для разъяснения ситуации, предоставления необходимых справок и их ксерокопий;
  • требовать предоставления паспорта, если сотрудник располагает уликами или основаниями для предъявления обвинения в области поджога, создания очага возгорания на добровольной основе;
  • направлять запросы в различные инстанции, сопровождая все мотивационными письмами для получения интересующей информации. Это может быть как медсправка о вменяемости, так и различного рода справочная документация;
  • приглашать гражданских лиц в представительства госпожарного надзора, с целью получения разъяснений, а также соответствующих пакетов документов, для прояснения сложившейся ситуации с выявленными нарушениями в области осуществления противопожарной деятельности;
  • свободно, при предоставлении служебного пропуска, попадать на территорию фирмы, изучать запрашиваемые материалы, которые связаны с делами об административных нарушениях закона, проверками заявлений о преступлениях в области возникновения пожароопасных ситуаций;
  • побуждать и заставлять гражданских лиц, в обязательном порядке уходить из зон возникновения очага возгорания для протоколирования деталей ЧП и обеспечения их безопасности.

Статья 7. Личный кадровый штат противопожарной службы государственного характера

В личный кадровый штат входят:

  • рядовые сотрудники и начальство противопожарной службы федерального уровня;
  • военные противопожарной службы федерального уровня;
  • сотрудники, которые не обладают специализированными или воинскими рангами;

На противопожарную службу государственного характера могут претендовать граждане РФ старше 17 лет, которые соответствуют запрашиваемым критериям по состоянию здоровья, физической подготовке, уровню образования для выполнения возложенных, на личный кадровый штат, обязанностей.

На реализацию профессиональной деятельности личного кадрового штата не влияют постановления политических партий, объединений общественного характера, которые преследуют политические цели.

Личный кадровый штат обеспечивается служебными документам, в том числе удостоверениями, оформленными по соответствующему образцу. Также работники обеспечены отличительными знаками и специализированной формой.

Начисление надбавок, бонусов, пенсионных выплат по выслуге лет обеспечивается методом исчисления непрерывного служебного стажа.

Статья 8. Обеспечение правовой и социальной безопасности личного кадрового штата противопожарной службы государственного характера.

Все сотрудники противопожарной службы и члены их семей находятся под государственной защитой. Гарантии соцзащиты работников службы (финансовая составляющая, страховка, денежное пособие по возмещению ущерба и вреда, который был нанесен вследствие выполнения служебного долга, проживание, медобслуживание и др.) устанавливаются действующим ФЗ и иными законодательными документами.

Личный кадровый штат, принимающий участие в ликвидации очага возгорания, вправе претендовать на незапланированную установку средства связи.

Работникам службы производится финансовая выплата, если при выполнении служебных обязанностей используется личное транспортное средство.

Пенсионные выплаты по выслуге лет предусмотрены для сотрудников противопожарной службы достигших 50-летнего возраста, занимающих определенные должности со стажем работы не менее 25 лет.

В случае гибели служащего противопожарной службы во время исполнения служебного долга, за семьей погибшего остается право на улучшение условий проживания, а также право на получение отдельного жилья в связи с положениями, которые действовали на момент его гибели, не позднее чем через 6 месяцев со дня смерти.

Статья 9. Гарантии по страховке для сотрудников противопожарной службы государственного характера.

Все служащие противопожарной службы государственного характера подлежат обязательному личному страхованию за счет финансов заложенных бюджетов.

В случае гибели служащего противопожарной службы во время исполнения служебного долга или же смерти от травмы несовместимой с жизнью, неизлечимой болезни, полученной при исполнении рабочих обязанностей, членам семьи предоставляется единовременная выплата в размере 3 млн. рублей с последующим списанием полного размера выплаты с виновного лица.

При преждевременном увольнении служащего в связи с его профнепригодностью после получения заболевания, травмы при исполнении рабочего долга, выплачивается единовременная компенсация в размере 2 млн. рублей с последующим списанием полного размера выплаты денежных средств с виновного лица.

Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение противопожарных служб

Материальное снабжение профессиональной деятельности противопожарных служб выплата соц гарантий, предоставление финансовой компенсации личному кадровому штату в соответствии с действующим ФЗ считается расходным обязательством РФ.

Материально-техническое обслуживание противопожарной службы государственного характера реализуется в порядке и по нормативам, обозначенным Правительством РФ.

Все вышеуказанные материальные выплаты не предоставляются для частной противопожарной службы, обеспечение данного подразделения производится за счет учредителей.

Статья 11. Имущественная составляющая противопожарной службы государственного и муниципального характера.

Вся собственность и недвижимость противопожарной службы государственного и муниципального характера никогда не приватизируется.

Статья 11.1 Противопожарная охрана, действующая на муниципальном уровне.

Противопожарная охрана, действующая на муниципальном уровне образовывается с помощью местных органов самоуправления, территориально размещенных на муниципальных образованиях.

Все определяющие факторы, цели, задачи формулируются местными органами самоуправления.

Статья 12. Пожарная охрана, осуществляющая профессиональную деятельность в ведомствах

Органы исполнительной власти на федеральном уровне могут формировать представительства пожарной охраны, осуществляющие свою деятельность в ведомствах.

В случае обнаружения нарушений требований противопожарной безопасности, которые образуют риск возникновения очага возгорания и безопасности сотрудников на подведомственном предприятии, противопожарная служба вправе прекратить осуществление профессиональной деятельности данного предприятия.

Статья 12.1 Пожарная охрана частного характера.

Пожарная охрана частного характера формируется на предприятиях или в населенных пунктах. Все филиалы частной противопожарной службы предоставляют профессиональные услуги на договорной основе.

Статья 13. Пожарная охрана, включающая в себя добровольцев и базирующаяся на этой же основе.

Добровольная противопожарная служба формируется и реализовывает свою профессиональную деятельность на основе положений законодательства РФ.

Статья III. Права органов госвласти, а также органов местного самоуправления в сфере обеспечения противопожарной безопасности.

Статья 16. Права федеральных органов госвласти в сфере предоставления противопожарной безопасности.

В полномочия федеральных органов госвласти входит:

  • составление и реализация госполитики, включая принятия фед. законов и других нормативных документов противопожарной безопасности, а также контроль за их надлежащим исполнением;
  • формирование и финансирование специализированных программ целевого назначения;
  • участие в создании тех. регламентов, нац. стандартов РФ, различных законодательных документов, которые непосредственно влияют на осуществление деятельности в области противопожарной безопасности;
  • создание и реализация деятельности пожарного надзора на государственном уровне;
  • осуществление аттестации, переаттестации, заблаговременное завершение действия квалификационного документа и сопровождение реестра граждан, аттестованных в порядке, обозначенном Правительством РФ, на право проектирования конструкций, тех. строений, различных средств для обеспечения противопожарной безопасности.

16.1 Передача реализации прав федеральных органов исполнительной ветви власти в области противопожарной безопасности органам исполнительной власти субъектов РФ

Права могут передаваться на основании указов Президента РФ в соответствии с порядком, зафиксированном в ФЗ от 06.10.1999 N 184.

Статья 18. Права органов госвласти субъектов РФ в сфере противопожарной безопасности

В полномочия органов госвласти входит (рассмотрим ключевые аспекты):

  • нормативно-правовое регулирование в рамках их компетенции;
  • формирование и надлежащие исполнение мер противопожарной защиты;
  • формирование с последующим утверждением расходной сметы на противопожарную деятельность, а также на финансовое обеспечение противопожарной службы;
  • реализация образовательной деятельности, связанной с присвоением практических навыков населению в области мер противопожарной безопасности;
  • создание и последующее финансовое обеспечение программ целевого назначения для регионов.

Статья 19. Права органов местного самоуправления в сфере противопожарной безопасности

К ключевым правам органов местного самоуправления относятся:

  • формирование условий для создания противопожарной службы на добровольной основе и для участия людей в предоставлении противопожарных мер защищенности первой необходимости;
  • образование условий беспрепятственного забора воды из наружных источников в любое время года;
  • принятие необходимых действий по эвакуации людей и сохранения личного имущества во время возникновения очага возгорания до прибытия спецподразделений.

Глава IV. Обеспечение противопожарной защищенности

Статья 20. Нормативно-правовое регулирование в сфере противопожарной безопасности

Регулирование в сфере противопожарной защищенности подразумевает под собой утверждение органами госвласти нормативно-правовых актов (НПА), которые направлены на регулирование отношений в обществе, связанных с предоставлением противопожарной безопасности. НПА создаются в соответствии с порядком, указанным Правительством РФ.

Статья 21. Составление и реализация действий противопожарной защищенности

Действия противопожарной защищенности формируются на законодательной основе РФ, при разработке учитывается опыт борьбы с очагами возгорания.

Производители специальных материалов и веществ, а также спецоборудования, обязаны указать в тех. документах данные пожарной опасности этих продуктов и безопасные правила использования.

Для организаций подготавливаются специализированные планы по ликвидации очага возгорания, которые при их использовании, будут безопасны для сотрудников.

Статья 22. Ликвидация очагов возгорания и организация аварийно-спасательных работ

Рассмотрим основные положения данной статьи.

  • тушение очага возгорания подразумевает под собой действия, которые помогут в спасении граждан, имущественных единиц и ликвидации пламени;
  • организация аварийно-спасательных действий, которые приводит в исполнение противопожарная служба, подразумевает под собой действия по спасению граждан, имущественных единиц и сведения к минимальному показателю влияния взрывоопасных веществ, относящихся к аварийным, катастрофическим или другим видам ЧС.

Статья 22.1 Реализация противопожарных мер безопасности, а также ликвидация очагов возгорания в лесах

Во время ликвидации очагов возгорания на территории лесополосы обязательства распределения необходимых ресурсов возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, который занимается контролем и надзором в области лесных отношений. Затем формируется штаб федерального уровня для регулирования действий в области ликвидации возгорания на территории лесополосы, а также формируются штабы на территории федеральных округов.

Статья 22.2 Пожарно-спасательные подразделения

Пожарно-спасательным подразделения бывают: местные и территориальные. Информационное обеспечение действий подразделений предоставляют специализированные центры управления в кризисных ситуациях.

Статья 24. Деятельность в сфере противопожарной защищенности

К видам обозначенной деятельности причисляют:

  • предупреждение возникновения возгораний на предприятиях и населенных пунктах в соответсвии с договорным документом;
  • ликвидация возгораний на территории населенных пунктов, инфраструктурных конструкций и тд.;
  • осуществление испытаний пожарно-технических изделий;
  • реализация научно-технического консультирования и экспертиз;
  • создание деклараций противопожарной защищенности.

24.1 Специфика предоставления лицензионных документов и курирование реестра лицензий на реализацию обособленных видов деятельности.

Деятельность по ликвидации возгораний на территории населенных пунктов, производственных строений , инфраструктурных конструкций, а также действия связанные с техобслуживанием и ремонтными работами средств противопожарной защищенности зданий, подлежит выдаче лицензионных документов в соответствии законодательством РФ.

С порядком получения и перечнем необходимой документации возможно ознакомиться в положения ФЗ N-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

24.2 Прекращение срока действия и аннулирование лицензионного документа.

Лицензирующий орган, который предоставил лицензионный документ, временно прекращает его действие в случае грубых или систематических нарушений со стороны лицензиата. В таком случае лицензиату предоставляется срок длительностью не более 90 календарных дней для исправления выявленных недочетов.

Если лицензиат не сведет к нулю все выявленные нарушения, то лицензирующий орган в обязательном порядке направляет заявление в суд с требованием об аннулировании лицензионного документа.

24.3 Дополнительные условия реализации лицензионной деятельности.

В разделе местонахождения организации, осуществляющей лицензируемый вид деятельности, необходимо указать адрес местоположения головного офиса или же его филиала.

На все необходимое техоборудование и средства, которые задействованы при реализации лицензируемого вида деятельности, лицензиат обязан иметь на руках пакет документов с правами собственности или же иную документацию, позволяющую на законном основании осуществлять право пользования и владения по месту лицензированного вида деятельности, а также по месту исполнения работ временного характера.

Статья 25. Противопожарная пропаганда и обучение мерам противопожарной защищенности

Противопожарная пропаганда реализуется посредством СМИ через специализированные выпуски и рассылку тематической литературы, рекламной продукции и тд. Данный вид пропаганды осуществляют органы госвласти, органы исполнительной власти, уполномоченные на решение противопожарных задач.

Статья 26. Информационное обеспечение в области противопожарной защищенности

Информационное обеспечение в области противопожарной защищенности реализуется при помощи формирования и дальнейшего применения специализированных инфо-систем и банков с данными, необходимых для исполнения установленных целей. Порядок предоставления с последующим занесением в инфо-системы данных о противопожарной защищенности устанавливается законодательством РФ.

Статья 27. Учет пожаров и их последствий

На всей территории РФ работает единая гос. система по учету возгораний и их последствий.

Официальные статистические данные вносит и составляет отчетную документацию противопожарная служба государственного типа.

Статья 30. Особенный противопожарный режим

Если на определенной территории возникает риск пожарной опасности и местные органы самоуправления или органы госвласти принимают решение о введение особенного противопожарного режима, то в таком случае на период реализации вышеуказанного режима возможны варианты задействования гражданских лиц для профилактических действий или для действий по ликвидации возгорания, выходящего за пределы территории населенного пункта. 

Особенный противопожарный режим также предполагает под собой введение дополнительных мер противопожарной защищенности, наложения запрета на посещение лесов и тд.

Статья 31. Научно-техническое обеспечение противопожарной защищенности

Научно-техническое обеспечение противопожарной защищенности обеспечивают научные и образовательные учреждения.

Финансовое снабжение разработок данной области происходит за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, финансов местного бюджетирования и материальной помощи организаций.

Статья 33. Подтверждение соответствия в сфере противопожарной защищенности

Доказательство соответствия изделий и услуг указанным требованиям в области противопожарной защищенности происходит на основании законодательства РФ.

Глава V. Права, обязанности и степень ответственности в области противопожарной защищенности.

Статья 34. Права и обязанности гражданских лиц в области противопожарной защищенности.

Гражданские лица имеют право на:

  • защиту жизни, здоровья и имущественных единиц при возникновении очага возгорания;
  • получение компенсации в соответствии с законодательством РФ на случай нанесения возгоранием весомого ущерба;
  • участие в действиях по выяснению причин возникновения очага возгорания, который нанес урон здоровью и имущественным единицам;
  • участие в добровольнических отрядах по осуществлению деятельности противопожарной защищенности.

Гражданские лица обязаны:

  • беспрекословно следовать всем мерам противопожарной защищенности;
  • иметь в собственных зданиях противопожарные средства первой необходимости для устранения очага возгорания и предотвращения возникновения крупного пожара;
  • при обнаружении неконтролируемого очага возгорания, незамедлительно оповестить пожарную службу;
  • по возможности помогать пожарной охране в ликвидации огня.

Статья 37. Права и обязанности предприятий в области противопожарной защищенности

Руководящий состав предприятия вправе:

  • образовывать, преобразовывать и устранять службы противопожарной безопасности, которые осуществляют профессиональную деятельность за счет предприятия;
  • предлагать органам госвласти и органам местного самоуправления различные вариации по более эффективному осуществлению противопожарной деятельности;
  • назначать выплаты социального и экономического характера для улучшения обеспечения противопожарной защищенности;
  • осуществлять необходимые мероприятия для выяснения обстоятельств возникновения огня на территории организации;
  • владеть информационной сводкой в области противопожарной защищенности, которую предоставляют органы управления и филиалы пожарной охраны.

Руководящий состав предприятия обязан:

  • в полной мере соблюдать требования противопожарной безопасности и выполнять все рекомендации, постановления законодательных документов;
  • вырабатывать и вводить в обязательное пользование меры противопожарной защищенности;
  • регулярно осуществлять противопожарную пропаганду и прививать сотрудникам практические навыки в сфере противопожарной защищенности;
  • обозначать в договорных документах аспекты пожарной безопасности;
  • содержать в надлежащем состоянии все средства для осуществления противопожарных действий первой необходимости.

Статья 38. Степень ответственности за нарушение предписаний противопожарной безопасности

Ответственность несут:

  • граждане, являющиеся собственниками имущественных единиц;
  • руководящий состав федеральных органов исполнительной ветви власти;
  • руководящий состав органов местного самоуправления;
  • гражданские лица, наделенные правом собственности и пользования имущественными единицами или же руководители предприятия;
  • сотрудники, которые обозначены как лица, несущие ответственность за предоставление противопожарной защищённости.

Вся степень ответственности за нарушение предписаний противопожарной безопасности в домах и квартирах возлагается на арендующие лица или же на квартиросъемщиков, если другие условия не прописаны в договорном документе.

Статья 39. Административная ответственность руководящего состава предприятий

Основания и порядок привлечения руководящего состава предприятия к административной ответственности за ненадлежащее исполнение предписаний в области противопожарной защищенности предусматривается законодательством РФ.

Глава VI. Заключительные определения.

Статья 40. Настоящий законодательный документ вступает в силу со дня его официального обнародования.

Статья 41. НПА приводятся в надлежащий порядок в соответствии с действующим ФЗ на протяжении 2 месяцев со дня его вступления в силу

Остались вопросы? Позвоните нам!

Подробная консультация эксперта - БЕСПЛАТНО

Поделиться статьей:

Поделиться в WhatsApp Поделиться в Телеграм Поделиться в Facebook Поделиться в Вконтакте Поделиться в @Мой мир