Содержание статьи:
- Что из себя представляет лицензия МЧС
- Шаг 1. Определиться с перечнем работ и услуг по лицензии МЧС
- Шаг 2. Оплатить госпошлину на лицензию МЧС
- Шаг 3. Подготовить копии документов по сотрудникам
- Шаг 4. Готовим документы по оборудованию
- Шаг 5. Составляем опись документов в ГУ МЧС России
- Шаг 6. Заполнить заявление на получение лицензии МЧС
- Шаг 7. Подаем документы в МЧС
- Шаг 8. Проходим проверку МЧС на соответствие лицензионным требованиям
- Шаг 9. Получаем лицензию МЧС
- Показать полностью
Нет времени читать?
Задайте вопрос нашему специалисту БЕСПЛАТНО
Внимание! В 2024 году вновь требуется оплачивать госпошлину при оформлении лицензии МЧС.
Что из себя представляет лицензия МЧС
Лицензирование — это один их способов государственного контроля за качеством выполнения работ или оказания услуг частными организациями в сферах, тесно связанных с безопасностью. МЧС выдает два типа разрешений:
- для тех, кто производит установку, обслуживание и ремонт противопожарных систем;
- для компаний, планирующих заниматься тушением огня.
Несколько лет назад лицензия оформлялась в виде бумажного сертификата, который представители компании могли продемонстрировать заказчикам. С введением электронного документооборота, лицензия стала представлять собой запись в реестре с указанием ее даты и статуса.
Подробнее об изменениях в правилах выдачи лицензии МЧС
Узнайте, как самому получить лицензию МЧС для выполнения работ во время строительства и эксплуатации зданий. Чаще всего оформить нужно разрешение именно такого типа.
Шаг 1. Определиться с перечнем работ и услуг по лицензии МЧС
Согласно приложению к Постановлению Правительства № 1128, МЧС проводит лицензирование 10 типов работ, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием противопожарных систем. В зависимости от выбора, они позволяют работать с:
- системами для тушения огня;
- сигнализационными установками, в том числе охранно-пожарного типа;
- системами специального водоснабжения для нужд пожарных служб;
- автоматической противодымной вентиляцией;
- оборудованием для оповещения и организации эвакуации при пожаре;
- автоматическими системами передачи извещений при пожаре;
- противопожарными завесами или преградами;
- обработкой материалов и конструкций смесями для огнезащиты;
- обслуживанием первичных средств тушения пожаров.
Получите лицензию МЧС и проводите любые виды работ в выбранном направлении, включая запуск систем, обслуживание, диспетчеризацию и установку.
Совет эксперта
Шаг 2. Оплатить госпошлину на лицензию МЧС
После того как компания определилась с количеством работ, надо перевести деньги в счет уплаты государственной пошлины. Реквизиты можно найти на официальном сайте МЧС, следуя инструкции:
- Зайти на официальный сайт: mchs.gov.ru.
- Перейти в верхнем меню справа во вкладку «Деятельность».
- В выпавшем списке выбрать пункт «Государственные услуги».
- В столбце справа выбрать пункт «Лицензирование в области пожарной безопасности».
- В правой части экрана выбрать вариант «Реквизиты для оплаты государственной пошлины ГУ МЧС».
- Выбрать федеральный округ, в котором компания будет осуществлять свою деятельность.
- Выбрать регион РФ по месту работы компании.
- На загрузившейся странице размещены актуальные реквизиты, по которым нужно перевести пошлину — 7500 рублей. Это можно сделать через системы онлайн-банкинга.
Размер пошлины актуален на 2024 год, согласно Постановлению Правительства № 2269. В дальнейшем он может быть проиндексирован.
Шаг 3. Подготовить копии документов по сотрудникам
Штат компании должен соответствовать выбранным видам деятельности и их количеству. Если выбрано одно-два направления работы, то потребуется трудоустроить руководителя и сотрудника, который будет непосредственно выполнять монтаж оборудования.
На всех сотрудников необходимо заранее подготовить документы, чтобы при запросе от лицензирующего органа или во время проведения проверки, быстро представить их инспектору. Потребуется иметь заверенные нотариально копии:
- дипломов об образовании;
- трудовых книжек с отметками о предыдущих местах работы, сформировавших стаж специалиста;
- свидетельств о прохождении курсов профессиональной подготовки по направлению «Пожарная безопасность»;
- трудового договора.
Дополнительно можно свести данные о специалистах, принятых на работу, в сводную таблицу. В ней нужно отметить стаж, места работы, которые его сформировали, образование, дату прохождения переподготовки. Последнее очень важно, так как Постановление Правительства № 1128 указывает, что повышать квалификацию сотрудники должен не реже 1 раза в 5 лет.
Подробно об изменениях 2022 года в требованиях к стажу и образованию сотрудников
Шаг 4. Готовим документы по оборудованию
Важный этап подготовки — приобретение необходимого оборудования и подготовка достаточной материально-технической базы. Его можно разделить на два этапа:
- Подготовка документов о месте работы компании — это может быть помещение или здание, находящееся в собственности или используемое на других законных основаниях. Если юридическое лицо или предприниматель осуществляют деятельность не по адресу регистрации в налоговой, то им нужно оформить в ФНС текущее место в качестве филиала. Это важно, так как через систему межведомственного взаимодействия МЧС будет проверять информацию о месте ведения деятельности компании.
- Сбор документов на оборудование и инструменты, которые будут использоваться при проведении работ. Минимальный перечень опубликован в Приказе МЧС № 571 — в нем нужно выбрать вид деятельности, и исходя из него приобрести оборудование или провести его поверку, если оно уже имеется. Рекомендуется собрать документы, подтверждающие покупку инструментов, технические паспорта (если есть) и акты о пройденной поверке.
Скачать образец таблицы с данными о материально-технической базе
Совет эксперта
Шаг 5. Составляем опись документов в ГУ МЧС России
С 2022 года подача заявлений в МЧС для прохождения процедуры лицензирования проходит удаленно, поэтому составление описи документов сейчас неактуальный шаг. Вместо этого рекомендуется проверить, все ли бумаги собраны, имеются ли подтверждения:
- стажа сотрудников в лицензированных компаниях;
- точности работы инструментов от аккредитованных организаций;
- законности владения помещением по месту работы.
Если все собрано и подготовлено, можно переходить к следующему этапу. Документы стоит держать под рукой, чтобы быстро заполнить все необходимые графы.
Скачать шаблон описи документов в ГУ МЧС России
Шаг 6. Заполнить заявление на получение лицензии МЧС
В настоящее время не нужно собственноручно заполнять бланк заявления, что сводит к минимуму риск ошибок. С 1 марта 2022 года подача заявки на лицензию возможна только через сервис Госуслуги для предпринимателей или организации.
Для этого потребуется:
- пройти процедуру регистрации;
- получить усиленную квалифицированную электронную подпись;
- заполнить онлайн-форму.
Подробно о получении электронной цифровой подписи
В таком заявлении собраны те же графы, что и в бумажном варианте, но часть информации достаточно только подтвердить, так как сервис заимствует ее из личного кабинета юридического лица или ИП.
Скачать шаблон заявления на получение лицензии МЧС:
- для юридического лица;
- для физического лица.
Более подробно об оформлении лицензии МЧС через Госуслуги мы писали в статье.
Шаг 7. Подаем документы в МЧС
В Постановлении Правительства № 1128 озвучена возможность не отправлять документы в лицензионный отдел МЧС заказным письмом или другими способами. В пункте 6 (1) сказано, что в заявлении указываются сведения об имеющихся у компании документах — этого достаточно для проведения проверки. Она проводится с использованием системы межведомственного взаимодействия.
Пункт 6 (3) ПП № 1128 запрещает лицензирующему органу запрашивать от соискателя сведения, которые нельзя получить через систему запросов в другие инстанции. По этой причине документы запросить могут только на оборудование или при обнаружении расхождений с данными, которые были указаны в заявлении. Обычно представители лицензирующего органа просят направить документы по электронной почте или заказным письмом.
Шаг 8. Проходим проверку МЧС на соответствие лицензионным требованиям
Постановление Правительства № 1128 предусматривает выездную оценку сведений, указанных в заявлении, но она проходит в дистанционном формате в виде видеоконференции или телефонных переговоров.
Закон предусматривает несколько ситуаций, когда дистанционная оценка невозможна:
- предприятие относится к режимным объектам, с ограничениями по способам связи;
- нет возможности полноценно применить средства для прохождения проверки;
- связь прерывалась 5 и более раз по независящим от лицензирующего органа причинам;
- использующиеся средства не дают возможность провести оценку;
- низкий уровень освещения на предприятии.
Если дистанционная оценка невозможна, запись об этом будет занесена в ведомственную информационную систему. После чего инспектор назначит выездное мероприятие.
Шаг 9. Получаем лицензию МЧС
На проверку сведений лицензирующему органу дается 15 рабочих дней — по окончании этого срока принимается решение о выдаче лицензии или отказе. Если документ успешно оформлен, через две недели информация о лицензиате будет внесена в реестр.
Что такое реестр МЧС, мы рассказывали в статье.
Если соискатель подал документы на получение лицензии на 5 и более видов работ, срок рассмотрения заявки может быть продлен на 10 рабочих дней.
При положительном решении в течение 3 рабочих дней лицензирующий орган отправит через портал Госуслуг оповещение о выдаче разрешения и выписку из реестра, подписанную электронной подписью. Если в предоставлении лицензии будет отказано, придет мотивированный ответ с указанием недочетов, но исправить ошибки будет нельзя — процедуру придется начать заново.
После получения лицензии МЧС не стоит забывать, что теперь о начале работ нужно обязательно оповещать лицензирующий орган — это можно делать в Госуслугах. В течение первого года компанию посетит инспектор для профилактического визита, а через 3 года нужно подтвердить соответствие лицензионным требованиям.
При соблюдении всех условий и правильной подготовки к получению лицензии МЧС, процедуру ее оформления можно пройти самостоятельно. При этом стоит помнить, что ошибка при сборе документов или заполнения онлайн-формы, может привести к увеличению сроков выдачи разрешения.
Остались вопросы? Позвоните нам!
Подробная консультация эксперта - БЕСПЛАТНО
СтройЮрист - компания федерального уровня